Конституция Эстонской ССР

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(13 АПРЕЛЯ 1978 Г.)

 

Принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Эстонской ССР девятого созыва 13 апреля 1978 г.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство — государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма.

Советская власть в Эстонии была установлена в октябре 1917 года.

После поражения рожденной Великим Октябрем Эстляндской Трудовой Коммуны, павшей под ударами объединенных сил международного империализма и внутренней контрреволюции, коммунисты Эстонии в тяжелейших условиях подполья и террора возглавили борьбу трудящихся за свержение власти буржуазии. Эта борьба увенчалась в 1940 году восстановлением Советской власти. Эстонская Советская Социалистическая Республика добровольно вступила в великую семью советских народов.

Под руководством Коммунистической партии трудящиеся нашей страны осуществили коренные социально-экономические преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

Эстонская Советская Социалистическая Республика — равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма.

Руководствуясь высокими идеалами коммунизма и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, народ Эстонской Советской Социалистической Республики, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, принимает и провозглашает настоящую Конституцию.

 

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Глава 1 Политическая система

 

Статья 1. Эстонская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Статья 2. Вся власть в Эстонской ССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Эстонской ССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Эстонской ССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Глава 2 Экономическая система

 

Статья 10. Основу экономической системы Эстонской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Эстонской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме 一 наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика Эстонской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Эстонской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Эстонской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

 

Глава 3 Социальное развитие и культура

 

Статья 19. Социальную основу Эстонской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22. В Эстонской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сельских поселков и деревень в благоустроенные поселки.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В Эстонской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Эстонской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В Эстонской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

 

Глава 4 Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

 

Статья 28. Эстонская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.

В Эстонской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Эстонская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

 

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

Глава 5 Гражданство Эстонской ССР. Равноправие граждан

 

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Эстонской ССР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории Эстонской ССР одинаковыми правами с гражданами Эстонской ССР.

Граждане Эстонской ССР за границей пользуются зашитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Эстонской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Эстонской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Эстонской ССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 34. Граждане Эстонской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Эстонской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Эстонской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Эстонской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Эстонская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально- освободительном движении, за прогрессивную общественно- политическую, научную или иную творческую деятельность.

 

Глава 6 Основные права, свободы и обязанности граждан Эстонской ССР

 

Статья 37. Граждане Эстонской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Эстонской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Эстонской ССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Эстонской ССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно- просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Эстонской ССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Эстонской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Эстонской ССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Эстонской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Эстонской ССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Эстонской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Эстонской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Эстонской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Эстонской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Эстонской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Эстонской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Эстонской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Эстонской ССР отделена от государства и школа — от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Эстонской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Эстонской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Эстонской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Эстонской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане Эстонской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Эстонской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Эстонской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанности и дело чести каждого способного к труду гражданина Эстонской ССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Эстонской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Эстонской ССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Эстонской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Эстонской ССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Эстонской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Эстонской ССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Эстонской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Эстонской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Эстонской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан Эстонской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Эстонской ССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

 

III. НАЦИОНАЛЬНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Глава 7 Эстонская ССР — союзная республика в составе СССР

 

Статья 68. Эстонская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Эстонская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения ее народа, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,

Украинской Советской Социалистической Республикой,

Белорусской Советской Социалистической Республикой,

Узбекской Советской Социалистической Республикой,

Казахской Советской Социалистической Республикой,

Грузинской Советской Социалистической Республикой,

Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,

Литовской Советской Социалистической Республикой,

Молдавской Советской Социалистической Республикой,

Латвийской Советской Социалистической Республикой,

Киргизской Советской Социалистической Республикой,

Таджикской Советской Социалистической Республикой,

Армянской Советской Социалистической Республикой,

Туркменской Советской Социалистической Республикой

объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство.

Исходя из этого, Эстонская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.

Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Эстонская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Эстонская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.

Статья 70. Эстонская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Эстонская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.

По вопросам, относящимся к ее ведению. Эстонская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Статья 71. Территория Эстонской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Эстонской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 72. Эстонская ССР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных

Статья 73. Ведению Эстонской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Эстонской ССР, внесение в нее изменений и контроль за ее соблюдением;

2) законодательство Эстонской ССР;

3) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;

4) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Эстонской ССР; обеспечение научно- технического прогресса и мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

6) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Эстонской ССР, Государственного бюджета Эстонской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;

7) руководство союзно-республиканскими и республиканскими отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;

8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование Государственного бюджета Эстонской ССР;

9) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

10) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;

11) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Эстонской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;

12) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Эстонской ССР;

13) представительство Эстонской ССР в международных

14) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 74. Законы СССР обязательны на территории Эстонской ССР.

Статья 75. Суверенные права Эстонской ССР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР.

 

Глава 8 Административно-территориальное устройство Эстонской ССР

 

Статья 76. Эстонская ССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.

Статья 77. Эстонская ССР состоит из районов: Валгаского, Вильяндиского, Выруского, Йыгеваского, Кингисеппского, Кохтла-Ярвеского, Пайдеского, Пылваского, Пярнуского, Раквереского, Раплаского, Тартуского, Хаапсалуского, Харь- юс кого, Хийумааского и городов республиканского подчинения: Таллина, Кохтла-Ярве, Нарвы, Пярну, Силламяэ и Тарту.

 

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЭСТОНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

 

Глава 9 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

 

Статья 78. Советы народных депутатов — Верховный Совет Эстонской ССР, районные, городские, районные в городе Таллине, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 79. Срок полномочий Верховного Совета Эстонской ССР — пять лет.

Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года.

Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 81. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 82. Советы народных депутатов непосредствен но и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства Эстонской ССР, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 83. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Глава 10 Избирательная система

 

Статья 84. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 85. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Эстонской ССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 86. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 87. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 88. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 89. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам Эстонской ССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 90. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин Эстонской ССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР и Эстонской ССР.

Статья 91. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 

Глава 11 Народный депутат

 

Статья 92. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 93. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 94. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 95. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР и Эстонской ССР.

Статья 96. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Глава 12 Верховный Совет Эстонской ССР

 

Статья 97. Высшим органом государственной власти Эстонской ССР является Верховный Совет Эстонской ССР.

Верховный Совет Эстонской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Эстонской ССР Конституцией СССР и Конституцией Эстонской ССР.

Принятие Конституции Эстонской ССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Эстонской ССР, Государственного бюджета Эстонской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Эстонской ССР осуществляются исключительно Верховным Советом Эстонской ССР.

Законы Эстонской ССР принимаются Верховным Советом Эстонской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 98. Верховный Совет Эстонской ССР состоит из 285 депутатов и избирается по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный Совет по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 99. Верховный Совет Эстонской ССР избирает Председателя Верховного Совета Эстонской ССР и двух его заместителей.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР руководит заседаниями Верховного Совета Эстонской ССР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 100. Сессии Верховного Совета Эстонской ССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР по его инициативе, а также по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 101. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Эстонской ССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Эстонской ССР, Совету Министров Эстонской ССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Эстонской ССР, депутатам Верховного Совета Эстонской ССР, Верховному Суду Эстонской ССР, Прокурору Эстонской ССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Статья 102. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Эстонской ССР, обсуждаются на заседании Верховного Совета. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.

Законы Эстонской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Эстонской ССР.

Проекты законов Эстонской ССР и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Эстонской ССР либо Президиума Верховного Совета Эстонской ССР могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 103. Законы Эстонской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Эстонской ССР публикуются на эстонском и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 104. Депутат Верховного Совета Эстонской ССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Эстонской ССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Эстонской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Эстонской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Эстонской ССР. Совет Министров Эстонской ССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 105. Депутат Верховного Совета Эстонской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Эстонской ССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 106. Верховный Совет Эстонской ССР избирает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР — постоянно действующий орган Верховного Совета Эстонской ССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти Эстонской ССР в период между его сессиями.

Статья 107. Президиум Верховного Совета Эстонской ССР избирается из числа депутатов в составе: Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и девяти членов Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 108. Президиум Верховного Совета Эстонской ССР:

1) назначает выборы в Верховный Совет Эстонской ССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета Эстонской ССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Эстонской ССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Эстонской ССР;

5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;

6) дает толкование законов Эстонской ССР;

7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;

8) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Эстонской ССР; образует города и районы в городах; устанавливает подчиненность городов; производит переименование городов, районов в городах, поселков и других населенных пунктов;

9) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Эстонской ССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае их несоответствия закону;

10) устанавливает и присваивает почетные звания Эстонской ССР; награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР;

11) принимает в гражданство Эстонской ССР, решает вопрос о предоставлении убежища;

12) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Эстонской ССР;

13) ратифицирует и денонсирует международные договоры Эстонской ССР;

14) назначает и отзывает дипломатических представителей Эстонской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;

15) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

16) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Эстонской ССР.

Статья 109. Президиум Верховного Совета Эстонской ССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Эстонской ССР;

2) по предложению Совета Министров Эстонской ССР образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Эстонской ССР;

3) по представлению Председателя Совета Министров Эстонской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Эстонской ССР;

4) образует и упраздняет районы и города республиканского подчинения, устанавливает республиканскую подчиненность городов, изменяет наименования районов и городов республиканского подчинения.

Статья 110. Президиум Верховного Совета Эстонской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 111. По истечении полномочий Верховного Совета Эстонской ССР Президиум Верховного Совета Эстонской

ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Эстонской ССР нового Президиума.

Вновь избранный Верховный Совет Эстонской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Статья 112. Верховный Совет Эстонской ССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Эстонской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Эстонской ССР и иных решений Верховного Совета Эстонской ССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет Эстонской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Эстонской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 113. Верховный Совет Эстонской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Верховный Совет Эстонской ССР образует Комитет народного контроля Эстонской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля Эстонской ССР.

Статья 114. Порядок деятельности Верховного Совета Эстонской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Эстонской ССР и другими законами Эстонской ССР, издаваемыми на основе Конституции Эстонской ССР.

 

Глава 13 Совет Министров Эстонской ССР

 

Статья 115. Совет Министров Эстонской ССР — Правительство Эстонской ССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Эстонской ССР.

Статья 116. Совет Министров Эстонской ССР образуется Верховным Советом Эстонской ССР в составе Председателя Совета Министров Эстонской ССР, первых заместителей и заместителей Председателя Совета Министров Эстонской ССР, министров Эстонской ССР, председателей государственных комитетов Эстонской ССР.

По представлению Председателя Совета Министров Эстонской ССР Верховный Совет Эстонской ССР может включить в состав Правительства Эстонской ССР руководителей других органов и организаций Эстонской ССР.

Совет Министров Эстонской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Эстонской ССР на его первой сессии.

Статья 117. Совет Министров Эстонской ССР ответствен перед Верховным Советом Эстонской ССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Эстонской ССР — перед Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР, которому подотчетен.

Совет Министров Эстонской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Эстонской ССР.

Статья 118. Совет Министров Эстонской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Эстонской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Эстонской ССР и Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Эстонской ССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Эстонской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Эстонской ССР, Государственный бюджет Эстонской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета, по обеспечению комплексного развития районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Эстонской ССР; представляет Верховному Совету Эстонской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

5) осуществляет руководство в области отношений Эстонской ССР с иностранными государствами и международными организациями, исходя из установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

6) образует, в случае необходимости, комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Эстонской ССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;

7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов районных и городских республиканского подчинения Советов народных депутатов.

Статья 119. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Эстонской ССР действует Президиум Совета Министров Эстонской ССР в составе Председателя Совета Министров Эстонской ССР, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Эстонской ССР.

Статья 120. Совет Министров Эстонской ССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Эстонской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Эстонской ССР обязательны к исполнению на всей территории Эстонской ССР.

Статья 121. Совет Министров Эстонской ССР в пределах своей компетенции имеет право отменять акты министерств Эстонской ССР и государственных комитетов Эстонской ССР, других подведомственных ему органов, решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Статья 122. Совет Министров Эстонской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Эстонской ССР, других подведомственных ему органов.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Эстонской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Эстонской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР.

Республиканские министерства и государственные комитеты Эстонской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Эстонской ССР.

Министерства и государственные комитеты Эстонской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, Эстонской ССР и иных решений Верховного Совета СССР, его Президиума, Верховного Совета Эстонской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Эстонской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР, организуют и проверяют их исполнение.

Статья 123. Компетенция Совета Министров Эстонской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Эстонской ССР с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Эстонской ССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Эстонской ССР.

 

VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Глава 14 Местные Советы народных депутатов

 

Статья 124. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городе Таллине, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 125. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 126. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Статья 127. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Эстонской ССР. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 128. Сессии местных Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.

Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР и Эстонской ССР. Перечень вопросов, рассматриваемых и разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Статья 129. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными, общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 130. Вышестоящие местные Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов и их исполнительных комитетов в случае несоответствия этих актов закону.

Статья 131. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественным и организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, направляют работу местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

 

Глава 15 Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

 

Статья 132. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Статья 133. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 134. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Статья 135. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.

Статья 136. Исполнительные комитеты вышестоящих Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов.

Статья 137. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

Статья 138. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими (городов республиканского подчинения), районными в городе Таллине Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

 

VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭСТОНСКОЙ ССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Глава 16 Государственный план экономического и социального развития Эстонской ССР

 

Статья 139. Государственный план экономического и социального развития Эстонской ССР является составной частью единого Государственного плана экономического и социального развития СССР.

Перспективные и текущие планы экономического и социального развития Эстонской ССР разрабатываются в соответствии с основными задачами и направлениями развития народного хозяйства СССР и направляются на обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики.

Статья 140. Государственный план экономического и социального развития Эстонской ССР (Определяет задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержит комплексную программу развития отраслей народного хозяйства на территории Эстонской ССР, включает в себя планы министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, планы экономического и социального развития районов и городов республиканского подчинения.

Статья 141. Государственный план экономического и социального развития Эстонской ССР разрабатывается Советом Министров Эстонской ССР, исходя из общегосударственных интересов, с учетом предложений министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Эстонской ССР, местных Советов народных депутатов, общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также министерств и ведомств СССР, и вносится им в Верховный Совет Эстонской ССР.

Статья 142. Верховный Совет Эстонской ССР по докладу Совета Министров Эстонской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Эстонской ССР обсуждает и утверждает Государственный план экономического и социального развития Эстонской ССР.

Статья 143. Совет Министров Эстонской ССР организует выполнение Государственного плана экономического и социального развития Эстонской ССР и принимает необходимые меры по укреплению плановой дисциплины в народном хозяйстве.

Статья 144. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Эстонской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Эстонской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

 

Глава 17 Государственный бюджет Эстонской ССР

 

Статья 145. Государственный бюджет Эстонской ССР является составной частью единого Государственного бюджета СССР.

Статья 146. Государственный бюджет Эстонской ССР объединяет республиканский бюджет Эстонской ССР и местные бюджеты.

Статья 147. Разграничение доходов и расходов Государственного бюджета Эстонской ССР между республиканским бюджетом Эстонской ССР и местными бюджетами определяется Законом о бюджетных правах Эстонской ССР и местных Советов народных депутатов и другими законодательными актами Эстонской ССР.

Статья 148. Государственный бюджет Эстонской ССР разрабатывается Советом Министров Эстонской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Эстонской ССР, Государственного бюджета CCGP и представляется на утверждение Верховного Совета Эстонской ССР.

Государственный бюджет Эстонской ССР рассматривается, и утверждается Верховным Советом Эстонской ССР.

 

VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 18 Суд и арбитраж

 

Статья 150. Правосудие в Эстонской ССР осуществляется только судом.

Судами Эстонской ССР являются Верховный Суд Эстонской ССР, районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Эстонской ССР определяются законами Союза ССР и Эстонской ССР.

Статья 151. Все суды в Эстонской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избрав ними и могут быть порядке.

Статья 152. Верховный Суд Эстонской ССР является высшим судебным органом Эстонской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов Эстонской ССР.

Верховный Суд Эстонской ССР избирается Верховным Советом Эстонской ССР в составе: председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет.

Статья 153. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 154. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Статья 155. Правосудие в Эстонской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 156. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 157. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 158. Судопроизводство в Эстонской ССР ведется на эстонском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 159. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 160. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов Эстонской ССР. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Эстонской ССР.

Статья 161. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 162. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

 

Глава 19 Прокуратура

 

Статья 163. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Эстонской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Эстонской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 164. Прокурор Эстонской ССР назначается Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Эстонской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Срок полномочий Прокурора Эстонской ССР и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.

Статья 165. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

IX. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА ЭСТОНСКОЙ ССР

 

Статья 166. Государственный герб Эстонской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в лучах восходящего солнца, обрамленных венком, который состоит слева — из хвойных ветвей и справа — из ржаных колосьев, с надписями на эстонском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и ниже — «Eesti NSV». В верхней части герба пятиконечная звезда.

Статья 167. Государственный флаг Эстонской Советской Социалистической Республики представляет собой красное прямоугольное полотнище, через которое проходит синяя волнистая полоса с двумя белями полосками сверху, образующие по длине флага шесть остроконечных волн. Синяя волнистая полоса вместе с белями полосками составляет три десятых ширины флага. Верхняя красная полоса составляет половину ширины флага, нижняя красная полоса – одну пятую ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, в левом верхнем углу, на расстоянии одной шестой длины флага от древка изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине – 1 : 2.

Статья 168. Государственный гимн Эстонской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР.

Статья 169. Столицей Эстонской Советской Социалистической Республики является город Таллин.

 

X. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ ЭСТОНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Статья 171. Все законы и иные акты государственных органов Эстонской ССР издаются на основе и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 172. Изменение Конституции Эстонской ССР производится решением Верховного Совета Эстонской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Эстонской ССР.

Top