Конституция Таджикской ССР

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

ТАДЖИКСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(14 АПРЕЛЯ 1978 Г.)

 

Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Таджикской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 г.

 

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления власти Советов трудящиеся нашей страны под руководством Коммунистической партии осуществили коренные социально-экономические преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

Таджикская Советская Социалистическая Республика — равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма.

Руководствуясь высокими идеалами коммунизма и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, народ Таджикской Советской Социалистической Республики провозглашает настоящую Конституцию.

 

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Глава 1 Политическая система

 

Статья 1. Таджикская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех национальностей республики.

Статья 2. Вся власть в Таджикской ССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Таджикской ССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Таджикской ССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением. Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Глава 2 Экономическая система

 

Статья 10. Основу экономической системы Таджикской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Таджикской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика Таджикской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Таджикской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Таджикской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

 

Глава 3 Социальное развитие и культура

 

Статья 19. Социальную основу Таджикской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22. В Таджикской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования кишлаков в благоустроенные поселки.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В Таджикской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Таджикской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В Таджикской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

 

Глава 4 Внешнеполитическая деятельность и зашита социалистического Отечества

 

Статья 28. Таджикская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.

В Таджикской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Таджикская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

 

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

Глава 5 Гражданство Таджикской ССР. Равноправие граждан

 

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Таджикской ССР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории Таджикской ССР одинаковыми правами с гражданами Таджикской ССР.

Граждане Таджикской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Таджикской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Таджикской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Таджикской ССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Нарушение равноправия женщин, связанное с ущемлением их прав на образование, выбор профессии, участие в государственной, общественной и культурной жизни, а также в семье и быту, наказывается по закону.

Статья 34. Граждане Таджикской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Таджикской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Таджикской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Таджикской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Таджикская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально- освободительном движении, за прогрессивную общественно- политическую, научную или иную творческую деятельность.

 

Глава 6 Основные права, свободы и обязанности граждан Таджикской ССР

 

Статья 37. Граждане Таджикской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Таджикской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Таджикской ССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Таджикской ССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно- просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Таджикской ССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Таджикской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Таджикской ССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Граждане Таджикской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Таджикской ССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально- технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Таджикской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Таджикской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Таджикской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Таджикской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Таджикской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Таджикской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Таджикской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Таджикской ССР отделена от государства и школа — от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Таджикской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Таджикской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Таджикской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Таджикской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Граждане Таджикской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Таджикской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Таджикской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Таджикской ССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Таджикской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Таджикской ССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Таджикской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Таджикской ССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Таджикской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Таджикской ССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Таджикской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Таджикской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Таджикской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан Таджикской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Таджикской ССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

 

III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Глава 7 Таджикская ССР — союзная республика в составе СССР

 

Статья 68. Таджикская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Таджикская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,

Украинской Советской Социалистической Республикой,

Белорусской Советской Социалистической Республикой,

Узбекской Советской Социалистической Республикой,

Казахской Советской Социалистической Республикой,

Грузинской Советской Социалистической Республикой,

Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,

Литовской Советской Социалистической Республикой,

Молдавской Советской Социалистической Республикой,

Латвийской Советской Социалистической Республикой,

Киргизской Советской Социалистической Республикой,

Армянской Советской Социалистической Республикой,

Туркменской Советской Социалистической Республикой,

Эстонской Советской Социалистической Республикой

объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство.

Исходя из этого. Таджикская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.

Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Таджикская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Таджикская ССР сохраняет за собой право свобод но го выхода из СССР.

Статья 70. В Таджикской Советской Социалистической Республике имеются: Кулябская, Курган-Тюбинская, Ленинабадская области, Гармский, Гиссарский, Джиргатальский, Комсомолабадский, Ленинский, Орджоникидзеабадский, Турсунзадевский, Файзабадский районы и города республиканского подчинения: Душанбе, Нурек, Орджоникидзеабад, Турсунзаде.

В состав Таджикской Советской Социалистической Республики входит также Горно-Бадахшанская автономная область.

Статья 71. Ведению Таджикской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Таджикской ССР и внесение в нее изменений;

2) контроль за соблюдением Конституции Таджикской ССР;

3) образование с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР новых автономных областей в составе Таджикской ССР;

4) законодательство Таджикской ССР;

5) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;

6) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Таджикской ССР; обеспечение научно-технического прогресса и мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Таджикской ССР, утверждение отчетов об их выполнении; разработка и утверждение государственного бюджета Таджикской ССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство осуществлением местных бюджетов областей, Горно-Бадахшанской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;

9) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Таджикской ССР;

10) руководство союзно-республиканскими и республиканскими отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;

11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

12) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;

13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Таджикской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;

14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Таджикской ССР;

15) представительство Таджикской ССР в международных отношениях;

16) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 72. Таджикская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Таджикская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.

По вопросам, относящимся к ее ведению, Таджикская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Статья 73. Территория Таджикской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Таджикской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 74. Таджикская ССР определяет свое областное и районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.

Статья 75. Таджикская ССР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных

Статья 76. Законы ССР обязательны на территории Таджикской ССР.

Статья 77. Суверенные права Таджикской ССР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР.

 

Глава 8 Горно-Бадахшанская автономная область

 

Статья 78. Горно-Бадахшанская автономная область находится в составе Таджикской ССР.

Статья 79. Закон о Горно-Бадахшанской автономной области принимается Верховным Советом Таджикской ССР по представлению Совета народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области.

 

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ТАДЖИКСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

 

Глава 9 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

 

Статья 80. Советы народных депутатов — Верховный Совет Таджикской ССР, областные Советы народных депутатов, Совет народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, районные, городские, районные в городах, поселковые и кишлачные Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 81. Срок полномочий Верховного Совета Таджикской ССР — пять лет.

Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года.

Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 82. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.

Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.

Статья 83. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 84. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 85. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Глава 10 Избирательная система

 

Статья 86. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 87. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Таджикской ССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 88. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 89. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 90. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 91. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам Таджикской ССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 92. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин Таджикской ССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 93. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

Статья 94. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 95. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессии Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 96. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 97. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 98. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Глава 12 Верховный Совет Таджикской ССР

 

Статья 99. Высшим органом государственной власти Таджикской ССР является Верховный Совет Таджикской ССР.

Верховный Совет Таджикской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Таджикской ССР Конституцией СССР и Конституцией Таджикской ССР.

Принятие Конституции Таджикской ССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета Таджикской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Таджикской ССР.

Законы Таджикской ССР принимаются Верховным Советом Таджикской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 100. Верховный Совет Таджикской ССР избирается по избирательным округам с равной численностью населения в составе 350 депутатов.

Верховный Совет Таджикской ССР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 101. Верховный Совет Таджикской ССР избирает Председателя Верховного Совета Таджикской ССР и двух его заместителей.

Председатель Верховного Совета Таджикской ССР руководит заседаниями Верховного Совета Таджикской ССР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 102. Сессии Верховного Совета Таджикской ССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Таджикской ССР.

Сессия Верховного Совета Таджикской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Таджикской ССР. Сессия открывается и закрывается на заседаниях Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 103. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Таджикской ССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Таджикской ССР, Совету Министров Таджикской ССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Таджикской ССР, депутатам Верховного Совета Таджикской ССР, Верховному Суду Таджикской ССР, Прокурору Таджикской ССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Статья 104. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Таджикской ССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.

Законы Таджикской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Таджикской ССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Таджикской ССР.

Проекты законов Таджикской ССР и другие важнейшие вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Таджикской ССР либо Президиума Верховного Совета Таджикской ССР могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 105. Законы Таджикской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Таджикской ССР публикуются на таджикском, русском и узбекском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 106. Депутат Верховного Совета Таджикской ССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Таджикской ССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Таджикской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Таджикской ССР предприятий, учреждений и организаций общесоюзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Таджикской ССР. Совет Министров Таджикской ССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 107. Депутат Верховного Совета Таджикской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Таджикской ССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 108. Верховный Совет Таджикской ССР избирает Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган Верховного Совета Таджикской ССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Таджикской ССР в период между его сессиями.

Статья 109. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 110. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР:

1) назначает выборы в Верховный Совет Таджикской ССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета Таджикской ССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Таджикской ССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Таджикской ССР;

5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;

6) дает толкование законов Таджикской ССР;

7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;

8) решает вопросы административно-территориального устройства Таджикской ССР;

9) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Таджикской ССР, решения областных Советов народных депутатов. Совета народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, районных и городских Советов народных депутатов районов и городов республиканского подчинения в случае несоответствия их закону;

10) устанавливает и присваивает почетные звания Таджикской ССР; награждает Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР;

11) принимает в гражданство Таджикской ССР; решает вопрос о предоставлении убежища;

12) издает акты об амнистии и осуществляет помилование граждан, осужденных судами Таджикской ССР;

13) ратифицирует и денонсирует международные договоры Таджикской ССР;

14) назначает и отзывает дипломатических представителей Таджикской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;

15) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

16) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Таджикской ССР.

Статья 111. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Таджикской ССР;

2) образует области, районы и города;

3) по предложению Совета Министров Таджикской ССР образует и упраздняет министерства Таджикской ССР, государственные комитеты Таджикской ССР;

4) по представлению Председателя Совета Министров Таджикской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Таджикской ССР.

Статья 112. Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 113. По истечении полномочий Верховного Совета Таджикской ССР Президиум Верховного Совета Таджикской ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Таджикской ССР нового Президиума.

Вновь избранный Верховный Совет Таджикской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Статья 114. Верховный Совет Таджикской ССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Таджикской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Таджикской ССР, иных решений Верховного Совета Таджикской ССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет Таджикской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Таджикской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 115. Верховный Совет Таджикской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Верховный Совет Таджикской ССР образует Комитет народного контроля Таджикской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля республики.

Статья 116. Порядок деятельности Верховного Совета Таджикской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Таджикской ССР и другими законами Таджикской ССР, издаваемыми на основе Конституции Таджикской ССР.

 

Глава 13 Совет Министров Таджикской ССР

 

Статья 117. Совет Министров Таджикской ССР — Правительство Таджикской ССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Таджикской ССР.

Статья 118. Совет Министров Таджикской ССР образуется Верховным Советом Таджикской ССР в составе Председателя Совета Министров Таджикской ССР, первого заместителя и заместителей Председателя, министров Таджикской ССР, председателей государственных комитетов Таджикской ССР.

По представлению Председателя Совета Министров Таджикской ССР Верховный Совет Таджикской ССР может включить в состав Правительства Таджикской ССР руководителей других органов и организаций Таджикской ССР.

Совет Министров Таджикской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Таджикской ССР на его первой сессии.

Статья 119. Совет Министров Таджикской ССР ответствен перед Верховным Советом Таджикской ССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верхов но го Совета Таджикской ССР — перед Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР, которому подотчетен.

Совет Министров Таджикской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Таджикской ССР.

Статья 120. Совет Министров Таджикской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Таджикской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Таджикской ССР и Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Таджикской ССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Таджикской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Таджикской ССР, государственный бюджет Таджикской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета, по обеспечению комплексного развития областей, районов и городов республиканского подчинения; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Таджикской ССР; представляет Верховному Совету Таджикской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

5) осуществляет руководство в области отношений Таджикской ССР с иностранными государствами и международными организациями, исходя из установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Таджикской ССР по делам хозяйственного, социально-культурного строительства;

7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Статья 121. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Таджикской ССР действует Президиум Совета Министров Таджикской ССР в составе Председателя Совета Министров Таджикской ССР, первого заместителя и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Таджикской ССР.

Статья 122. Совет Министров Таджикской ССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Таджикской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Таджикской ССР обязательны к исполнению на всей территории Таджикской ССР.

Статья 123. Совет Министров Таджикской ССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов, исполнительного комитета Совета народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов районов и городов республиканского подчинения.

Совет Министров Таджикской ССР имеет право отменять акты министерств Таджикской ССР, государственных комитетов Таджикской ССР, других подведомственных ему органов.

Статья 124. Совет Министров Таджикской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Таджикской ССР, других подведомственных ему органов.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Таджикской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Таджикской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР.

Республиканские министерства и государственные комитеты Таджикской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Таджикской ССР.

Министерства и государственные комитеты Таджикской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, Таджикской ССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета Таджикской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Таджикской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР, организуют и проверяют их исполнение.

Статья 125. Компетенция Совета Министров Таджикской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Таджикской ССР с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Таджикской ССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Таджикской ССР.

 

VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Глава 14 Местные Советы народных депутатов

 

Статья 126. Органами государственной власти в областях, автономной области, районах, городах, районах в городах, поселках и кишлаках являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 127. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов,' участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 128. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания на-

Статья 129. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Таджикской ССР. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 130. Сессии местных Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.

Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР и Таджикской ССР. Перечень вопросов, рассматриваемых и разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Статья 131. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; о результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 132. Вышестоящие Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов и их исполнительных комитетов в случае несоответствия этих актов закону.

Статья 133. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, вносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, направляют работу местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

 

Глава 15 Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

 

Статья 134. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Статья 135. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 136. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Статья 137. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.

Статья 138. Вышестоящие исполнительные комитеты имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

Статья 139. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов исполнительные комитеты сохраняют с полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов.

Статья 140. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются областными Советами народных депутатов, Советом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

 

VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ ССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Глава 16 Государственный план экономического и социального развития Таджикской ССР

 

Статья 141. Государственный план экономического и социального развития Таджикской ССР является составной частью единого государственного плана экономического и социального развития СССР.

Перспективные и текущие планы экономического и социального развития Таджикской ССР разрабатываются в соответствии с основными задачами и направлениями развития народного хозяйства СССР и направлены на обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики.

Статья 142. Государственный экономического и социального развития Таджикской ССР определяет задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержит комплексные программы развития отраслей народного хозяйства и территориально-производственных комплексов Таджикской ССР, включает в себя планы министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, планы экономического и социального развития областей, автономной области, районов и городов республиканского подчинения.

Статья 143. Государственный план экономического и социального развития Таджикской ССР разрабатывается Советом Министров Таджикской ССР, исходя из общегосударственных интересов, с учетом предложений министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Таджикской ССР, местных Советов народных депутатов, общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также министерств и ведомств СССР, и вносится им в Верховный Совет Таджикской ССР.

Статья 144. Верховный Совет Таджикской ССР по докладу Совета Министров Таджикской ССР и заключениям планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Таджикской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Таджикской ССР.

Статья 145. Совет Министров Таджикской ССР организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Таджикской ССР и принимает необходимые меры по укреплению плановой дисциплины в народном хозяйстве.

Статья 146. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Таджикской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Таджикской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

Статья 147. Государственный бюджет Таджикской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР.

Статья 148. Государственный бюджет Таджикской ССР объединяет республиканский бюджет Таджикской ССР и местные бюджеты.

Статья 149. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Таджикской ССР между республиканским бюджетом и местными бюджетами определяется Законом о бюджетных правах Таджикской ССР и местных Советов народных депутатов и другими законодательными актами Таджикской ССР.

Статья 150. Государственный бюджет Таджикской ССР составляется Советом Министров Таджикской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Таджикской ССР, государственного бюджета СССР и представляется на утверждение Верховного Совета Таджикской ССР.

Государственный бюджет Таджикской ССР рассматривается и утверждается Верховным Советом Таджикской ССР по докладу Совета Министров Таджикской ССР и заключениям планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 151. Отчет об исполнении государственного бюджета Таджикской ССР утверждается Верховным Советом Таджикской ССР. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

 

VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 18 Суд и арбитраж

 

Статья 152. Правосудие в Таджикской ССР осуществляется только судом.

Судами Таджикской ССР являются Верховный Суд Таджикской ССР, областные суды, суд Горно-Бадахшанской автономной области, Душанбинский городской, районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов в Таджикской ССР определяются законами СССР и Таджикской ССР.

Статья 153. Все суды в Таджикской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 154. Верховный Суд Таджикской ССР является высшим судебным органом Таджикской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Таджикской ССР.

Верховный Суд Таджикской ССР избирается Верховным Советом Таджикской ССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.

Статья 155. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 156. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Статья 157. Правосудие в Таджикской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 158. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 159. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 160. Судопроизводство в Таджикской ССР ведется на таджикском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 161. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 162. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Таджикской ССР.

Статья 163. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 164. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

 

Глава 19 Прокуратура

 

Статья 165. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Таджикской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР, подчиненными ему Прокурором Таджикской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 166. Прокурор Таджикской ССР, прокуроры областей, прокурор Горно-Бадахшанской автономной области назначаются Генеральным прокурором СССР.

Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Таджикской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 167. Срок полномочий Прокурора Таджикской ССР и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.

Статья 168. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

IX. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА ТАДЖИКСКОЙ ССР

 

Статья 169. Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение пятиконечной звезды, обрамленной венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Сверху венец перевит лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью: «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.

Статья 170. Государственный флаг Таджикской Советской Социалистической Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех горизонтально расположенных цветных полос: верхней полосы красного цвета, составляющей половину ширины флага; белой полосы, составляющей одну пятую ширины флага; зеленой полосы, составляющей одну десятую ширины флага, и нижней полосы красного цвета, составляющей одну пятую ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1 : 2.

Статья 171. Государственный гимн Таджикской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР.

Статья 172. Столицей Таджикской Советской Социалистической Республики является город Душанбе.

 

Х. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ ТАДЖИКСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Статья 173. Все законы и иные акты государственных органов Таджикской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Таджикской ССР.

Статья 174. Изменение Конституции Таджикской ССР производится решением Верховного Совета Таджикской ССР, принятым большинством депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Таджикской ССР.

Top