Конституция Армянской ССР

КОНСТИТУЦИЯ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

АРМЯНСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(14 АПРЕЛЯ 1978 Г.)

 

Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Армянской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 г.

 

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) АРМЯНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, для армянского народа, как и для других народов страны, ознаменовала исторический поворот, с которого началась его новая история — социальное и национальное возрождение, утверждение его социалистической государственности.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления власти Советов трудящиеся нашей страны под руководством Коммунистической партии осуществили коренные социально-экономические преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей, труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

Армянская Советская Социалистическая Республика — равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма.

Руководствуясь высокими идеалами коммунизма и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, народ Армянской Советской Социалистической Республики провозглашает настоящую Конституцию.

 

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ АРМЯНСКОЙ ССР

 

Глава 1 Политическая система

 

Статья 1. Армянская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Статья 2. Вся власть в Армянской ССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Армянской ССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Армянской ССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Глава 2 Экономическая система

 

Статья 10. Основу экономической системы Армянской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Армянской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное раз-

Статья 16. Экономика Армянской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой в Армянской ССР осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Армянской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Армянской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

 

Глава 3 Социальное развитие и культура

 

Статья 19. Социальную основу Армянской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22. В Армянской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В Армянской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Армянской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В Армянской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

 

Глава 4 Внешнеполитическая деятельность и зашита социалистического Отечества

 

Статья 28. Армянская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.

В Армянской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Армянская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

 

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

Глава 5 Гражданство Армянской ССР. Равноправие граждан

 

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Армянской ССР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

На территории Армянской ССР граждане других союзных республик пользуются всеми правами граждан Армянской ССР.

Граждане Армянской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Армянской ССР равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Армянской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Армянской ССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 34. Граждане Армянской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Армянской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Армянской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Армянской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Армянская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально- освободительном движении, за прогрессивную общественно- политическую, научную или иную творческую деятельность.

 

Глава 6 Основные права, свободы и обязанности граждан Армянской ССР

 

Статья 37. Граждане Армянской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Армянской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Армянской ССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Армянской ССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно- просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Армянской ССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Армянской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах: другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Армянской ССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Армянской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Армянской ССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально- технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Армянской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Армянской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Армянской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Армянской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Армянской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Армянской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Армянской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Армянской ССР отделена от государства и школа — от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Армянской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Армянской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Армянской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Армянской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане Армянской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Армянской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР и Конституцию Армянской ССР, советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Армянской ССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Армянской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Армянской ССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Армянской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Армянской ССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом .

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР —• почетная обязанность граждан Армянской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Армянской ССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Армянской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Армянской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Армянской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан Армянской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Армянской ССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

 

III. НАЦИОНАЛЬНО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО АРМЯНСКОЙ ССР

 

Глава 7 Армянская ССР — союзная республика в составе СССР

 

Статья 68. Армянская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Армянская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения своего народа, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,

Украинской Советской Социалистической Республикой,

Белорусской Советской Социалистической Республикой,

Узбекской Советской Социалистической Республикой,

Казахской Советской Социалистической Республикой,

Грузинской Советской Социалистической Республикой,

Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,

Литовской Советской Социалистической Республикой,

Молдавской Советской Социалистической Республикой,

Латвийской Советской Социалистической Республикой,

Киргизской Советской Социалистической Республикой,

Таджикской Советской Социалистической Республикой,

Туркменской Советской Социалистической Республикой,

Эстонской Советской Социалистической Республикой

объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство.

Исходя из этого, Армянская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.

Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Армянская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Армянская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.

Статья 70. Территория Армянской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Армянской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 71. Ведению Армянской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Армянской ССР и внесение в нее изменений;

2) контроль за соблюдением Конституции Армянской ССР;

3) законодательство Армянской ССР;

4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;

5) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Армянской ССР; обеспечение научно- технического прогресса и мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Армянской ССР; утверждение отчетов об их выполнении; разработка и утверждение государственного бюджета Армянской ССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;

8) установление, в соответствии с законодательством Союза ССР, доходов, поступающих на образование государственного бюджета Армянской ССР;

9) руководство союзно-республиканскими и республиканскими отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;

10) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;

12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Армянской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением, охраной и использованием памятников истории и культуры;

13) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Армянской ССР;

14) представительство Армянской ССР в международных отношениях;

15) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 72. Государственным языком Армянской Советской Социалистической Республики является армянский язык.

Армянская ССР осуществляет государственную заботу о всемерном развитии армянского языка и обеспечивает его употребление в государственных и общественных органах, в учреждениях культуры, просвещения и других.

В Армянской ССР обеспечивается свободное употребление в этих органах и учреждениях русского и других языков, которыми пользуется население.

Какие-либо привилегии или ограничения в употреблении тех или иных языков не допускаются.

Статья 73. Армянская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Армянская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.

По вопросам, относящимся к ее ведению, Армянская GCP координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Статья 74. Армянская ССР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности между на родных организаций.

Статья 75. Законы СССР обязательны на территории Армянской ССР.

Статья 76. Суверенные права Армянской ССР, в соответствии с Конституцией СССР, охраняются Союзом ССР.

 

Глава 8 Административно-территориальное устройство Армянской ССР

 

Статья 77. Армянская ССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.

Статья 78. В Армянской ССР имеются районы: Абовян- ский, Азизбековский, Амасийский, Анийский, Апаранский, Арагацский, Араратский, Арташатский, Артикский, Ахурян- ский, Аштаракский, Баграмянский, Варденисский, Горисский, Гугаркский, Гукасянский, Ехегнадзорский, Иджеванский, Калининский, имени Камо, Кафанский, Красносельский, Мартунинский, Масисский, Мегринский, Наирийский, Ноембе- рянский, Октемберянекий, Разданский, Севанский, Сисиан- ский. Спитакский, Степанаванский, Талинский, Туманянский, Шамшадинский, Эчмиадзинский и города республиканского подчинения: Абовян, Алаверди, Арарат, Арташат, Артик, Аштарак, Горис, Джермук, Дилижан, Ереван, Иджеван, Камо, Кафан, Кировакан, Ленинакан, Октемберян, Раздан, Севан, Спитак, Степанаван, Чаренцаван, Эчмиадзин.

 

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АРМЯНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

 

Глава 9 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

 

Статья 79. Советы народных депутатов — Верховный Совет Армянской ССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 80. Срок полномочий Верховного Совета Армянской ССР — пять лет.

Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года.

Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 81. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.

Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.

Статья 82. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 83. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства Армянской ССР, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 84. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Глава 10 Избирательная система

 

Статья 85. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 86. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Армянской ССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 87. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 88. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 89. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 90. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов. Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам Армянской ССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 91. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин Армянской ССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР и Армянской ССР.

Статья 92. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 

Глава 11 Народный депутат

 

Статья 93. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 94. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 95. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 96. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР и Армянской ССР.

Статья 97. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ССР

 

Глава 12 Верховный Совет Армянской ССР

 

Статья 98. Высшим органом государственной власти Армянской ССР является Верховный Совет Армянской ССР.

Верховный Совет Армянской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Армянской ССР Конституцией СССР и Конституцией Армянской ССР.

Принятие Конституции Армянской ССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Армянской ССР, государственного бюджета Армянской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Армянской ССР осуществляются исключительно Верховным Советом Армянской ССР.

Законы Армянской ССР принимаются Верховным Советом Армянской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 99. Верховный Совет Армянской ССР состоит из 340 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный Совет Армянской ССР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 100. Верховный Совет Армянской ССР избирает Председателя Верховного Совета Армянской ССР и трех его заместителей.

Председатель Верховного Совета Армянской ССР руководит заседаниями Верховного Совета Армянской ССР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 101. Сессии Верховного Совета Армянской ССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Армянской ССР по его инициативе, а также по предложению не менее трети депутатов Верховного Совета Армянской ССР.

Сессия Верховного Совета Армянской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных или иных комиссий Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 102. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Армянской ССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Армянской ССР, Совету Министров Армянской ССР, постоянным комиссиям и иным комиссиям Верховного Совета Армянской ССР, депутатам Верховного Совета Армянской ССР, Верховному Суду Армянской ССР, Прокурору Армянской ССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Статья 103. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Армянской ССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.

Законы Армянской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Армянской ССР считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа депутатов Верховного Совета Армянской ССР.

Проекты законов Армянской ССР и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Армянской ССР либо Президиума Верховного Совета Армянской ССР могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 104. Законы Армянской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Армянской ССР публикуются на армянском, русском и азербайджанском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 105. Депутат Верховного Совета Армянской ССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Армянской ССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Армянской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Армянской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Армянской ССР. Совет Министров Армянской ССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 106. Депутат Верховного Совета Армянской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Армянской ССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 107. Верховный Совет Армянской ССР избирает Президиум Верховного Совета Армянской ССР — постоянно действующий орган Верховного Совета Армянской ССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти Армянской ССР в период между его сессиями.

Статья 108. Президиум Верховного Совета Армянской ССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и пятнадцати членов Президиума Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 109. Президиум Верховного Совета Армянской ССР:

1) назначает выборы в Верховный Совет Армянской ССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета Армянской ССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Армянской ССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Армянской ССР;

5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;

6) дает толкование законов Армянской ССР;

7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;

8) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Армянской ССР; устанавливает и изменяет границы районов и городов; образует города в районах и районы в городах; устанавливает подчиненность городов; производит переименование городов в районах, районов в городах, поселков и других населенных пунктов;

9) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Армянской ССР, решения районных и городских Советов народных депутатов городов республиканского подчинения в случае несоответствия их закону;

10) устанавливает и присваивает почетные звания Армянской ССР, награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР;

11) принимает в гражданство Армянской ССР; решает вопросы о предоставлении убежища;

12) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Армянской ССР;

13) ратифицирует и денонсирует международные договоры Армянской ССР;

14) назначает и отзывает дипломатических представителей Армянской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;

15) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

16) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Армянской ССР.

Статья 110. Президиум Верховного Совета Армянской ССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Армянской ССР;

2) образует районы и города республиканского подчинения;

3) по предложению Совета Министров Армянской ССР образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Армянской ССР;

4) по представлению Председателя Совета Министров Армянской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Армянской ССР.

Статья 111. Президиум Верховного Совета Армянской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 112. По истечении полномочий Верховного Совета Армянской ССР Президиум Верховного Совета Армянской ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Армянской ССР нового Президиума.

Вновь избранный Верховный Совет Армянской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Армянской ССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Статья 113. Верховный Совет Армянской ССР избирает из числа депутатов Верховного Совета Армянской ССР постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Армянской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Армянской ССР и иных решений Верховного Совета Армянской ССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет Армянской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Армянской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 114. Верховный Совет Армянской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Верховный Совет Армянской ССР образует Комитет народного контроля Армянской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля.

Статья 115. Порядок деятельности Верховного Совета Армянской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Армянской ССР и другими законами Армянской ССР, издаваемыми на основе Конституции Армянской ССР.

 

Глава 13 Совет Министров Армянской ССР

 

Статья 116. Совет Министров Армянской ССР — Правительство Армянской ССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Армянской ССР.

Статья 117. Совет Министров Армянской ССР образуется Верховным Советом Армянской ССР в составе: Председателя Совета Министров Армянской ССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Армянской ССР, председателей государственных комитетов Армянской ССР.

По представлению Председателя Совета Министров Армянской ССР Верховный Совет Армянской ССР может включить в состав Правительства Армянской ССР руководителей других органов и организаций Армянской ССР.

Совет Министров Армянской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Армянской ССР на его первой сессии.

Статья 118. Совет Министров Армянской ССР ответствен перед Верховным Советом Армянской ССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Армянской ССР — перед Президиумом Верховного Совета Армянской ССР, которому подотчетен.

Совет Министров Армянской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Армянской ССР.

Статья 119. Совет Министров Армянской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Армянской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Армянской ССР и Президиума Верховного Совета Армянской ССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Армянской ССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Армянской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Армянской ССР, государственный бюджет Армянской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Армянской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Армянской ССР;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры в пределах, устанавливаемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и укреплению обороноспособности страны;

5) осуществляет руководство в области отношений Армянской ССР с иностранными государствами и международными организациями, исходя из установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Армянской ССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;

7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Статья 120. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Армянской ССР действует Президиум Совета Министров Армянской ССР. В состав Президиума Совета Министров республики входят Председатель Совета Министров, первые заместители Председателя, заместители Председателя, а также другие члены Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров республики.

Статья 121. Совет Министров Армянской ССР на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Армянской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР издает постановления и распоряжения, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Армянской ССР обязательны к исполнению на всей территории Армянской ССР.

Статья 122. Совет Министров Армянской GCP в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Совет Министров Армянской ССР имеет право отменять акты министерств Армянской ССР, государственных комитетов Армянской ССР, других подведомственных ему органов.

Статья 123. Совет Министров Армянской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Армянской ССР, других подведомственных ему органов.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Армянской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Армянской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР или государственному комитету СССР.

Республиканские министерства и государственные комитеты Армянской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Армянской ССР.

Министерства и государственные комитеты Армянской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, Армянской ССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета Армянской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Армянской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР; организуют и проверяют их исполнение.

Статья 124. Компетенция Совета Министров Армянской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Армянской ССР с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Армянской ССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Армянской ССР.

 

VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В АРМЯНСКОЙ ССР

 

Глава 14 Местные Советы народных депутатов

 

Статья 125. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 126. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 127. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Статья 128. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Армянской ССР.

Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 129. Сессии местных Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.

Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР и Армянской ССР. Перечень вопросов, рассматриваемых и разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Статья 130. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 131. Вышестоящие местные Советы имеют право отменять акты нижестоящих Советов и их исполнительных комитетов в случае несоответствия этих актов законам.

Статья 132. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, направляют работу местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

 

Глава 15 Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

 

Статья 133. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 134. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Статья 135. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и распоряжения.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов.

Статья 136. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

Статья 137. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления районные, городские и районные в городах Советы народных депутатов образуют отделы и управления исполнительных комитетов.

Перечень и порядок образования отделов и управлений определяются законодательством Союза ССР и Армянской ССР.

Отделы и управления исполнительных комитетов районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

 

VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРМЯНСКОЙ ССР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ АРМЯНСКОЙ ССР

 

Глава 16 Государственный план экономического и социального развития Армянской ССР

 

Статья 138. Государственный план экономического и социального развития Армянской ССР является составной частью единого государственного плана экономического и социального развития СССР.

Перспективные и текущие планы экономического и социального развития Армянской ССР разрабатываются в соответствии с основными задачами и направлениями развития народного хозяйства СССР и направлены на обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики.

Статья 139. Государственный план экономического и социального развития Армянской ССР определяет задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержит комплексные программы развития отраслей народного хозяйства Армянской ССР, включает в себя планы министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, планы экономического и социального развития районов и городов республиканского подчинения.

Статья 140. Государственный план экономического и социального развития Армянской ССР разрабатывается Советом Министров Армянской ССР, исходя из общегосударственных интересов, с учетом предложений министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Армянской ССР, местных Советов народных депутатов, общественных организаций, коллективов предприятий и учреждений, а также министерств и ведомств СССР, и вносится им в Верховный Совет Армянской ССР.

Статья 141. Верховный Совет Армянской ССР по докладу Совета Министров Армянской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Армянской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Армянской ССР.

Статья 142. Совет Министров Армянской ССР организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Армянской ССР и принимает необходимые меры по укреплению плановой дисциплины в народном хозяйстве.

Статья 143. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Армянской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Армянской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

 

Глава 17 Государственный бюджет Армянской ССР

 

Статья 144. Государственный бюджет Армянской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР.

Статья 145. Государственный бюджет Армянской ССР объединяет республиканский бюджет и местные бюджеты Армянской ССР.

Статья 146. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Армянской ССР между республиканским бюджетом и местными бюджетами определяется Законом о бюджетных правах Армянской ССР и местных Советов народных депутатов и другими законодательными актами Армянской ССР.

Статья 147. Государственный бюджет Армянской ССР составляется Советом Министров Армянской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Армянской ССР, государственного бюджета СССР и представляется на утверждение Верховного Совета Армянской ССР.

Государственный бюджет Армянской ССР рассматривается Верховным Советом Армянской ССР по докладу Совета Министров Армянской ССР и заключению Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 148. Отчет об исполнении государственного бюджета Армянской ССР утверждается Верховным Советом Армянской ССР. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

 

VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 18 Суд

 

Статья 149. Правосудие в Армянской ССР осуществляется только судом.

Судами Армянской ССР являются: Верховный Суд Армянской ССР, районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Армянской ССР определяются законами СССР и Армянской ССР.

Статья 150. Все суды в Армянской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Статья 154. Правосудие в Армянской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 155. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 156. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 157. Судопроизводство ведется на армянском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 158. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 159. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действует коллегия адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Армянской ССР.

Статья 160. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 161. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

 

Глава 19 Прокуратура

 

Статья 162. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Армянской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Армянской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 163. Прокурор Армянской ССР назначается Генеральным прокурором СССР.

Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Армянской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 164. Срок полномочий Прокурора Армянской ССР и всех нижестоящих прокуроров 一 пять лет.

Статья 165. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

IX. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА АРМЯНСКОЙ ССР

 

Статья 166. Государственный герб Армянской Советской Социалистический Республики представляет собой изображение Большого и Малого Арарата, над которым расположены серп и молот на пятиконечной звезде, окруженной лучами солнца; у подножья гор — лоза виноградника с гроздью и листьями, справа и слева колосья пшеницы. Вокруг герба на полях надпись: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», внизу на красном фоне надпись на армянском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Статья 167. Государственный флаг Армянской Советской Социалистической Республики представляет собой красное прямоугольное полотнище с синей полосой посередине во всю длину флага. Синяя полоса составляет одну четвертую часть ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот, а над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

Статья 168. Государственный гимн Армянской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Армянской ССР.

Статья 169. Столицей Армянской Советской Социалистической Республики является город Ереван.

 

X. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ АРМЯНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Статья 170. Все законы и иные акты государственных органов Армянской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Армянской ССР.

Статья 171. Изменение Конституции Армянской ССР производится решением Верховного Совета Армянской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Армянской ССР.

Top