Конституция Грузинской ССР

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

ГРУЗИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(15 АПРЕЛЯ 1978 Г.)

 

Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Грузинской ССР девятого созыва 15 апреля 1978 г.

 

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления власти Советов трудящиеся нашей страны под руководством созданной В. И. Лениным Коммунистической партии осуществили коренные социально-экономические преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышаются благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

Великий Октябрь сыграл решающую роль в судьбах грузинского народа. Под руководством Коммунистической партии, благодаря братской помощи Советской России в Грузии 25 февраля 1921 года победила Советская власть.

Добровольное объединение Грузии в единую семью советских республик обусловило всестороннее развитие и расцвет грузинского народа.

Грузинская Советская Социалистическая Республика — равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма.

Народ Грузинской Советской Социалистической Республики,

руководствуясь идеями научного коммунизма,

сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа,

сохраняя преемственность идей и принципов Конституции Грузинской ССР 1922 года, Конституции Грузинской ССР 1927 года, Конституции Грузинской ССР 1937 года и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, принимает и провозглашает настоящую Конституцию.

 

    1. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ГРУЗИНСКОЙ ССР

 

Глава 1 Политическая система

 

Статья 1. Грузинская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики.

Статья 2. Вся власть в Грузинской ССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Грузинской ССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Грузинской ССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистической Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным. направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Глава 2 Экономическая система

 

Статья 10. Основу экономической системы Грузинской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Грузинской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы) ,садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме—наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика Грузинской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Грузинской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Грузинской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

 

Статья 24. В Грузинской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Грузинской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В Грузинской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

 

Глава 4 Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

 

Статья 28. Грузинская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.

В Грузинской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Грузинская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

 

    1. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

Глава 5 Гражданство Грузинской ССР. Равноправие граждан

 

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Грузинской ССР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории Грузинской ССР одинаковыми правами с гражданами Грузинской ССР.

Граждане Грузинской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Грузинской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Грузинской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Грузинской ССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 34. Граждане Грузинской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое, или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по за кону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Грузинской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Грузинской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Грузинской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Грузинская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально- освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность.

 

Глава 6 Основные права, свободы и обязанности граждан Грузинской ССР

 

Статья 37. Граждане Грузинской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Грузинской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Грузинской ССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом* производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Грузинской ССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно- просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Грузинской ССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Грузинской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, пол' ной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Грузинской ССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением л од общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Грузинской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Грузинской ССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально- технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Грузинской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Грузинской ССР. в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Грузинской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Грузинской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Грузинской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Грузинской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Грузинской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Грузинской ССР отделена от государства и школа — от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Грузинской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Грузинской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Грузинской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоров на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Грузинской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане Грузинской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Грузинской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Грузинской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нѐсти высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Грузинской ССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Грузинской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Грузинской ССР— бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Грузинской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Грузинской ССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Грузинской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Грузинской ССР уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Грузинской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Грузинской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Грузинской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан Грузинской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Грузинской ССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

 

    1. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГРУЗИНСКОЙ ССР

 

Глава 7 Грузинская ССР — союзная республика в составе СССР

 

Статья 68. Грузинская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Грузинская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,

Украинской Советской Социалистической Республикой,

Белорусской Советской Социалистической Республикой,

Узбекской Советской Социалистической Республикой,

Казахской Советской Социалистической Республикой,

Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,

Литовской Советской Социалистической Республикой,

Молдавской Советской Социалистической Республикой,

Латвийской Советской Социалистической Республикой,

Киргизской Советской Социалистической Республикой,

Таджикской Советской Социалистической Республикой,

Армянской Советской Социалистической Республикой,

Туркменской Советской Социалистической Республикой,

Эстонской Советской Социалистической Республикой

объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство.

Исходя из этого, Грузинская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.

Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Грузинская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Грузинская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.

Статья 70. Территория Грузинской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Грузинской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 71. в Грузинской ССР состоят: Абхазская Автномная Советская Социалистическая Республика, Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика и Юго-Осетинская автономная область.

В Грузинской ССР имеются районы: Абашский, Адигенский, Амбролаурский, Аспиндзский, Ахалкалакский, Ахалцих- ский, Ахметский, Богдановский, Болнисский, Боржомский, Ванский, Гардабанский, Гегечкорский, Горийский, Гурджаанский, Дманисский, Душетский, Зестафонский, Зугдидский, Казбегский, Карельский, Каспский, Кварельский, Лагодехский, Ланчхутский, Лентехский, Марнеульский, Махарадзевский, Маяковский, Местийский, Мцхетский, Онский, Орджо- никидзевский, Сагареджойский, Самтредский, Сачхерский, Сигнахский, Телавский, Тержольский, Тетрицкаройский, Тиа- нетский, Хашурский, Хобский, Цагерский, Цаленджихский, Цалкский, Цителцкаройский, Цулукидзевский, Цхакаевский, Чохатаурский, Чхороцкуский и города республиканского подчинения: Тбилиси, Гори, Зугдиди, Кутаиси, Марнеули, Поти, Рустави, Ткибули, Цхалтубо и Чиатура.

Статья 72. Ведению Грузинской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Грузинской ССР и внесение в нее изменений;

2) контроль за соблюдением Конституции Грузинской ССР и обеспечение соответствия Конституций Абхазской АССР и Аджарской АССР Конституции Грузинской ССР;

3) образование с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР новых автономных республик и автономных областей в составе Грузинской ССР;

4) законодательство Грузинской ССР;

5) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;

6) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Грузинской ССР; обеспечение научно- технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Грузинской ССР, государственного бюджета Грузинской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственных бюджетов Абхазской АССР и Аджарской АССР, бюджетов Юго-Осетинской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;

9) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Грузинской ССР;

10) руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского и республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;

11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

12) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;

13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Грузинской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;

14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Грузинской ССР;

15) представительство Грузинской ССР в международных отношениях;

16) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 73. Грузинская ССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.

Статья 74. Грузинская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Грузинская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.

По вопросам, относящимся к ее ведению, Грузинская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Статья 75. Государственным языком Грузинской Советской Социалистической Республики является грузинский язык.

Грузинская ССР осуществляет государственную заботу о всемерном развитии грузинского языка и обеспечивает его употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других.

В Грузинской ССР обеспечивается свободное употребление в этих органах и учреждениях русского и других языков, которыми пользуется население. Какие-либо привилегии или ограничения в употреблении тех или иных языков не допускаются.

Статья 76. Грузинская ССР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Статья 77. Законы СССР обязательны на территории Грузинской ССР.

Статья 78. Суверенные права Грузинской ССР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР.

 

Глава 8 Автономная Советская Социалистическая Республика

 

Статья 79. Автономная республика есть советское социалистическое государство, которое находится в составе Грузинской Советской Социалистической Республики.

Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и Грузинской ССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.

Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции Грузинской ССР и учитывающую особенности автономной республики.

Статья 80. Абхазская АССР и Аджарская АССР участвуют в решении вопросов, отнесенных к ведению Грузинской ССР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно Грузинской ССР и Союза ССР.

Абхазская АССР и Аджарская АССР обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на своих территориях, способствуют осуществлению на этих территориях полномочий СССР и Грузинской ССР, проводят в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и Грузинской ССР.

По вопросам, относящимся к их ведению, Абхазская

АССР и Аджарская АССР координируют и контролируют деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (Грузинской ССР) подчинения.

Статья 81.Территории Абхазской АССР и Аджарской АССР не могут быть изменены без их согласия.

Статья 82. Законы Грузинской ССР обязательны и имеют одинаковую силу на территории автономных республик. В случае расхождения закона автономной республики с законом Грузинской ССР действует закон Грузинской ССР.

 

Глава 9 Автономная область

 

Статья 83. Юго-Осетинская автономная область находится в составе Грузинской ССР.

Статья 84. Закон о Юго-Осетинской автономной области принимается Верховным Советом Грузинской ССР по представлению Совета народных депутатов этой области.

 

    1. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГРУЗИНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

 

Глава 10 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

 

Статья 85. Советы народных депутатов — Верховный Совет Грузинской ССР, Верховные Советы Абхазской АССР и Аджарской АССР, Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области, районные и городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов — составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 86. Срок полномочий Верховного Совета Грузинской ССР и Верховных Советов Абхазской АССР и Аджарской АССР — пять лет.

Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года.

Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 87. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.

Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.

Статья 88. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмомспособствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 89. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 90. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Глава 11 Избирательная система

 

Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Грузинской ССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов. Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам Грузинской ССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин Грузинской ССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами СССР и Грузинской ССР, а в Абхазской АССР и Аджарской АССР — также законами этих автономных республик.

Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 

Глава 12 Народный депутат

 

Статья 99. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 100. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессии Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 101. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 102. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, Грузинской ССР, Абхазской АССР и Аджарской АССР.

Статья 103. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед- избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗИНСКОЙ ССР

Глава 13 Верховный Совет Грузинской ССР

 

Статья 104. Высшим органом государственной власти Грузинской ССР является Верховный Совет Грузинской ССР.

Верховный Совет Грузинской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Грузинской ССР.

Принятие Конституции Грузинской ССР, внесение в нее изменений; образование с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР новых автономных республик и автономных областей в составе Грузинской ССР; утверждение государственных планов экономического и социального развития Грузинской ССР, государственного бюджета Грузинской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Грузинской ССР.

Законы Грузинской ССР принимаются Верховным Советом Грузинской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 105. Верховный Совет Грузинской ССР состоит из 440 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный Совет Грузинской ССР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 106. Верховный Совет Грузинской ССР избирает Председателя Верховного Совета Грузинской ССР и четырех его заместителей.

Председатель Верховного Совета Грузинской ССР руководит заседаниями Верховного Совета и ведает его внутренним распорядком.

Статья 107. Сессии Верховного Совета Грузинской ССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Грузинской ССР.

Сессия Верховного Совета Грузинской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 108. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Грузинской ССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР, Совету Министров Грузинской ССР, Абхазской АССР и Аджарской АССР в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Грузинской ССР, депутатам Верховного Совета Грузинской ССР, Верховному Суду Грузинской ССР, Прокурору Грузинской ССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Статья 109. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Грузинской ССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.

Законы Грузинской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Грузинской ССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Грузинской ССР.

Проекты законов Грузинской ССР и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Грузинской ССР либо его Президиума могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 110. Законы Грузинской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Грузинской ССР публикуются на грузинском и русском языках, а для автономных республик и автономной области — также на языке автономной республики и автономной области за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 111. Депутат Верховного Совета Грузинской ССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Грузинской ССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Грузинской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Грузинской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Грузинской ССР. Совет Министров Грузинской ССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 112. Депутат Верховного Совета Грузинской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Грузинской ССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 113. Верховный Совет Грузинской ССР избирает Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган Верховного Совета Грузинской ССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Грузинской ССР в период между его сессиями.

Статья 114. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, трех заместителей Председателя, в том числе двух от автономных республик. Секретаря Президиума и четырнадцати членов Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 115. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР-

1) назначает выборы в Верховный Совет Грузинской ССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета Грузинской ССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Грузинской ССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Грузинской ССР и обеспечивает соответствие конституций и законов автономных республик Конституции и законам Грузинской ССР;

5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;

6) дает толкование законов Грузинской ССР;

7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов;

8) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства Грузинской ССР; устанавливает и изменяет границы и районное деление автономной области; образует города в районах и районы в городах; устанавливает подчиненность городов; производит переименование районов, городов, районов в городах, поселков и других населенных пунктов;

9) утверждает районное деление, образование городов и районов в городах, изменение подчиненности городов, наименование и переименование районов, городов, районов в городах, а также переименование иных населенных пунктов автономных республик;

10) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Грузинской ССР и Советов Министров автономных республик, а также решения Совета народных депутатов автономной области, районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае их несоответствия закону;

11) устанавливает и присваивает почетные звания Грузинской ССР; награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Грузинской ССР;

12) принимает в гражданство Грузинской ССР; решает вопрос о предоставлении убежища;

13) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Грузинской ССР;

14) ратифицирует и денонсирует международные договоры Грузинской ССР;

15) назначает и отзывает дипломатических представителей Грузинской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;

16) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

17) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Грузинской ССР.

Статья 116. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Грузинской ССР;

2) утверждает изменения границ автономных республик; образует новые районы и города республиканского подчинения;

3) по предложению Совета Министров Грузинской ССР образует и упраздняет министерства Грузинской ССР и государственные комитеты Грузинской ССР;

4) по представлению Председателя Совета Министров Грузинской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Грузин- ской ССР.

Статья 117. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 118. По истечении полномочий Верховного Совета Грузинской ССР Президиум Верховного Совета Грузинской ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Грузинской ССР нового Президиума.

Вновь избранный Верховный Совет Грузинской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Статья 119. Верховный Совет Грузинской ССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению, а также для содействия проведению в жизнь законов Грузинской ССР, иных решений Верховного Совета Грузинской ССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет Грузинской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу, входящему в его компетенцию.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Грузинской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 120. Верховный Совет Грузинской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Верховный Совет Грузинской ССР образует Комитет народного контроля Грузинской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля Грузинской ССР.

Статья 121. Порядок деятельности Верховного Совета Грузинской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Грузинской ССР и другими законами Грузинской ССР, издаваемыми на основе настоящей Конституции.

 

Глава 14 Совет Министров Грузинской ССР

 

Статья 122. Совет Министров Грузинской ССР — Правительство Грузинской ССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Грузинской ССР.

Статья 123. Совет Министров Грузинской ССР образуется Верховным Советом Грузинской ССР в составе Председателя Совета Министров Грузинской ССР, первого заместителя и заместителей Председателя, министров Грузинской ССР, председателей государственных комитетов Грузинской ССР.

В состав Совета Министров Грузинской ССР входят по должности председатели Советов Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР.

По представлению Председателя Совета Министров Грузинской ССР Верховный Совет Грузинской ССР может включить в состав Правительства Грузинской ССР руководителей других органов и организаций Грузинской ССР.

Совет Министров Грузинской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Грузинской ССР на его первой сессии.

Статья 124. Совет Министров Грузинской ССР ответствен перед Верховным Советом Грузинской ССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Грузинской ССР — перед Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР, которому подотчетен.

Совет Министров Грузинской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Грузинской ССР.

Статья 125. Совет Министров Грузинской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Грузинской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Грузинской ССР и Президиума Верховного Совета Грузинской ССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Грузинской ССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Грузинской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Грузинской ССР, государственный бюджет Грузинской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета Грузинской ССР, по обеспечению комплексного экономического и социального развития Грузинской ССР, автономных республик, автономной области, природно-экономических зон, районов и городов республиканского подчинения; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Грузинской ССР; представляет Верховному Совету Грузинской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности, общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и укреплению обороноспособности страны;

5) осуществляет руководство в области отношений Грузинской ССР с иностранными государствами и международными организациями в порядке, установленном Союзом ССР;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Грузинской ССР по делам хозяйственного и социально-культурно- го строительства;

7) направляет и проверяет работу Советов Министров автономных республик, осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Статья 126. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Грузинской ССР действует Президиум Совета Министров Грузинской ССР в составе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров Грузинской ССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Грузинской ССР.

Статья 127. Совет Министров Грузинской ССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Грузинской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Грузинской ССР обязательны к исполнению на всей территории Грузинской ССР.

Статья 128. Совет Министров Грузинской ССР в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов Юго-Осетинского областного, районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

Совет Министров Грузинской ССР имеет право отменять акты министерств и государственных комитетов Грузинской ССР, других подведомственных ему органов.

Статья 129. Совет Министров Грузинской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов Грузинской ССР и других подведомственных ему органов.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Грузинской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Грузинской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР или государственному комитету СССР.

Республиканские министерства и государственные комитеты Грузинской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Грузинской ССР.

Министерства и государственные комитеты Грузинской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Грузинской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Грузинской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР, организуют и проверяют их исполнение.

Статья 130. Компетенция Совета Министров Грузинской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Грузинской ССР определяются на основе Конституции Грузинской ССР Законом о Совете Министров Грузинской ССР.

 

    1. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Глава 15 Верховный Совет автономной республики

 

Статья 131. Высшими органами государственной власти Абхазской АССР и Аджарской АССР являются Верховные Советы этих республик.

Верховные Советы Абхазской АССР и Аджарской АССР правомочны решать все вопросы, отнесенные к ведению автономных республик Конституцией СССР, Конституцией Грузинской ССР и Конституциями этих автономных республик.

Принятие Конституций Абхазской АССР и Аджарской АССР, внесение в них изменений, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственных бюджетов этих автономных республик и отчетов об их выполнении; образование подотчетных им органов осуществляются исключительно Верховными Советами Абхазской АССР и Аджарской АССР.

Законы Абхазской АССР и Аджарской АССР принимаются Верховными Советами этих автономных республик.

Статья 132. Верховные Советы Абхазской АССР и Аджарской АССР избирают Президиумы Верховных Советов этих автономных республик — постоянно действующие органы Верховных Советов Абхазской АССР и Аджарской АССР, подотчетные им во всей своей деятельности и осуществляющие в пределах, предусмотренных Конституциями, функции высших органов государственной власти этих автономных республик в период между их сессиями.

Состав и полномочия Президиумов Верховных Советов автономных республик определяются Конституциями Абхазской АССР и Аджарской АССР.

 

Глава 16 Совет Министров автономной республики

 

Статья 133. Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР — правительства автономных республик — высшие исполнительнее и распорядительные органы государственной власти Абхазской АССР и Аджарской АССР образуются Верховными Советами этих автономных республик.

Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР ответственны перед Верховными Советами этих автономных республик и им подотчетны, а в период между сессиями Верховных Советов автономных республик — перед Президиумами Верховных Советов Абхазской АССР и Аджарской АССР, которым подотчетны.

Статья 134. Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР издают постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, Грузинской ССР, автономных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Грузинской ССР, организуют и проверяют их исполнение.

Статья 135. Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР в пределах своей компетенции имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского (АССР) подчинения) Советов народных депутатов.

Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР имеют право отменять акты министерств, государственных комитетов этих автономных республик и других подведомственных им органов.

Статья 136. Советы Министров Абхазской АССР и Аджарской АССР объединяют и направляют работу министерств, государственных комитетов автономных республик, других подведомственных им органов.

Министерства и государственные комитеты Абхазской АССР и Аджарской АССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Советам Министров этих автономных республик, так и соответствующим министерствам, государственным комитетам Грузинской ССР.

 

    1. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГРУЗИНСКОЙ.ССР

 

Глава 17 Местные Советы народных депутатов

 

Статья 137. Органами государственной власти в автономной области, районах, городах, районах в городах, поселках и селах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 138. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 139. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания.

Статья 140. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, Грузинской ССР, а в автономных республиках — также законами автономных республик.

Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 141. Сессии местных Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.

Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством СССР, Грузинской ССР и соответствующих автономных республик. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Статья 142. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 143. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Статья 144. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

 

Глава 18 Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

 

Статья 145. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Статья 146. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 147. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительные комитеты созывают сессии Советов, координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Статья 148. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.

Статья 149. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

Статья 150. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются Советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, Грузинской ССР и автономных республик.

Статья 151. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОЙ ССР и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ГРУЗИНСКОЙ ССР

 

Глава 19 Государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР

 

Статья 152. Государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития СССР.

Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Грузинской ССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и. социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития CGCP.

Статья 153. Государственные планы экономического и социального развития Грузинской ССР определяют задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержат целевые комплексные программы, планы развития отраслей народного хозяйства и природно-экономических зон на территории Грузинской ССР, включают в себя планы экономического и социального развития автономных республик, автономной области, районов и городов республиканского подчинения.

Статья 154. Государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР разрабатывается Советом Министров Грузинской ССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития СССР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Грузинской ССР, Советов Министров автономных республик, местных Советов народных депутатов.

В государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Грузинской ССР.

Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Статья 155. Совет Министров Грузинской ССР вносит государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР на рассмотрение Верховного Совета Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР по докладу Совета Министров Грузинской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совету Грузинской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Грузинской ССР.

Статья 156. Совет Министров Грузинской ССР организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Грузинской ССР и принимает меры по укреплению плановой дисциплины.

Статья 157. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Грузинской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Грузинской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

 

Глава 20 Государственный бюджет Грузинской ССР

 

Статья 158. Государственный бюджет Грузинской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР.

Статья 159. Государственный бюджет Грузинской ССР объединяет республиканский бюджет Грузинской ССР, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты.

Статья 160. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Грузинской ССР между республиканским бюджетом Грузинской ССР, государственными бюджетами автономных республик и местными бюджетами определяется Законом Грузинской ССР о бюджетных правах Грузинской ССР, автономных республик и местных Советов народных депутатов.

Статья 161. Государственный бюджет Грузинской ССР разрабатывается Советом Министров Грузинской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Грузинской ССР, государственного бюджета СССР и утверждается Верховным Советом Грузинской ССР по докладу Совета Министров Грузинской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 162. Отчет об исполнении государственного бюджета Грузинской ССР утверждается Верховным Советом Грузинской ССР. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

 

    1. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 21 Суд и арбитраж

 

Статья 163. Правосудие в Грузинской ССР осуществляется только судом.

Судами Грузинской ССР являются: Верховный Суд Грузинской ССР, Верховные суды Абхазской АССР и Аджарской АССР, Тбилисский городской суд, областной суд Юго-Осетинской автономной области и районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Грузинской ССР определяются законами СССР и Грузинской ССР.

Статья 164. Все суды в Грузинской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 165. Верховный суд Грузинской ССР является высшим судебным органом Грузинской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Грузинской ССР.

Верховный суд Грузинской ССР избирается Верховным Советом Грузинской ССР в составе Председателя, его заместителя, членов и народных заседателей.

Статья 166. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 167. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Статья 168. Правосудие в Грузинской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 169. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 170. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 171. Судопроизводство в Грузинской ССР ведется на грузинском языке или на языке автономной республики, автономной области или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомлении с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 172. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 173. Для оказания юридической помощи граждан и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Грузинской ССР.

Статья 174. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 175. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

 

Глава 22 Прокуратура

 

Статья 176. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Грузинской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Грузинской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 177. Прокурор Грузинской ССР, прокуроры Абхазской АССР, Аджарской АССР и Юго-Осетинской автономной области назначаются Генеральным прокурором СССР.

Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Грузинской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 178. Срок полномочий Прокурора Грузинской ССР и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.

Статья 179. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

    1. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА ГРУЗИНСКОЙ ССР

 

Статья 180. Государственный герб Грузинской Советской Социалистической Республики представляет собой круг, в верхней части которого на красном фоне изображена светящаяся пятиконечная звезда с расходящимися лучами; внизу — покрытый снегом голубой хребет с выступающей посередине снежной вершиной; в нижней части круга изображены: справа — золотая лоза с виноградной кистью, слева — три золотых колоса, концы колосьев и лозы переплетаются между собой у нижнего края круга; большую часть середины занимает изображение золотого серпа и молота, которые упираются: вверху — в расходящиеся лучи звезды, внизу — в вершину хребта, а по бокам — в колосья и лозу; под серпом и молотом имеется надпись: «»; круг обрамлен каймой с узором из грузинских орнаментов, на внутреннем кольце которого, на белом фоне, помещена разграниченная двумя небольшими звездочками надпись на двух языках — грузинском и русском: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».

Статья 181. Государственный флаг Грузинской ССР представляет собой прямоугольное красное полотнище. Отношение ширины к длине — 1 : 2. В верхнем углу у древка — квадрат голубого цвета, сторона которого равна половине ширины флага. В середине квадрата — круг, радиус которого равен одной трети стороны квадрата. В круге — серп и молот, над ними — пятиконечная звезда, от круга к сторонам квадрата расходятся 24 луча. Серп, молот, звезда и лучи — красного цвета. От середины правой стороны квадрата отходит полоса голубого цвета по всей длине флага, шириной в одну треть стороны квадрата.

Статья 182. Государственный гимн Грузинской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР.

Статья 183. Столицей Грузинской Советской Социалистической Республики является город Тбилиси.

 

    1. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУИИ ГРУЗИНСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Статья 184. Все законы и иные акты государственных органов Грузинской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Грузинской ССР.

Статья 185. Изменение Конституции Грузинской ССР производится решением Верховного Совета Грузинской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Грузинской ССР.

Top