Конституция Молдавской ССР

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

МОЛДАВСКОЙ СОВЕТСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(15 АПРЕЛЯ 1978 Г.)

 

Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Молдавской ССР девятого созыва 15 апреля 1978 г.

 

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления власти Советов трудящиеся нашей страны под руководством Коммунистической партии осуществили коренные социально-экономические преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.

Молдавская Советская Социалистическая Республика — равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма. Верно следуя заветам В. И. Ленина, трудящиеся Молдавии, благодаря огромной помощи великого русского и других народов нашей страны, отстояли революционные завоевания Великого Октября, обрели социалистическую государственность и добились огромных успехов в экономическом, социальном и культур ном развитии.

Руководствуясь высокими идеалами коммунизма и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, народ Молдавской Советской Социалистической Республики провозглашает настоящую Конституцию.

 

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЮ СТРОЯ И ПОЛИТИКИ МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Политическая система

 

Статья 1. Молдавская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Статья 2. Вся власть в Молдавской ССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Молдавской ССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все. его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Молдавской ССР и советские законы. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Экономическая система

 

Статья 10. Основу экономической системы Молдавской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач. Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях. Статья П. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное, пользование. Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной. Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Молдавской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством. В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма ―От каждого по способностям, каждому — по труду ‖государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению. Общественно полезный трул и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика Молдавской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР. Руководство экономикой осуществляется ни основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организации. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Молдавской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Молдавской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

 

Социальное развитие и культура

 

Статья 19. Социальную основу Молдавской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом ―Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех‖ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей, дарований, для всестороннего развития личности.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условний и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22. В Молдавской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В Молдавской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Молдавской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В Молдавской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

 

Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

 

Статья 28. Молдавская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР. В Молдавской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Молдавская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым. Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

 

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

 

Гражданство Молдавской ССР. Равноправие граждан

 

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Молдавской ССР является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане других союзных республик пользуются на территории Молдавской ССР одинаковыми правами с гражданами Молдавской ССР. Граждане Молдавской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Молдавской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан Молдавской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Молдавской ССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 34. Граждане Молдавской ССР различных рас и национальностей имеют равные права. Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Молдавской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Находящиеся на территории Молдавской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Молдавской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Молдавская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность.

 

Основные права, свободы и обязанности граждан Молдавской ССР

 

Статья 37. Граждане Молдавской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Молдавской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Молдавской ССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Молдавской ССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурнопросветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Молдавской ССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Молдавской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых граждан и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Молдавской ССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Молдавской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Молдавской ССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Молдавской ССР имеют право на пользование достижениями культуры. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Молдавской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свободе научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Молдавской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Молдавской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Молдавской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Молдавской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Молдавской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в Молдавской ССР отделена от государства и школа — от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Молдавской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Молдавской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Граждане Молдавской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Молдавской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане Молдавской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин Молдавской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Молдавской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Молдавской ССР добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Молдавской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Молдавской ССР бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Молдавской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Молдавской ССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Молдавской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Молдавской ССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Молдавской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Молдавской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Молдавской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан Молдавской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Молдавской ССР содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

 

III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Молдавская ССР — союзная республика в составе СССР

 

Статья 68. Молдавская Советская Социалистическая Республика — суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Молдавская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения своего народа, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,

Украинской Советской Социалистической Республикой,

Белорусской Советской Социалистической Республикой,

Узбекской Советской Социалистической Республикой,

Казахской Советской Социалистической Республикой,

Грузинской Советской Социалистической Республикой,

Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,

Литовской Советской Социалистической Республикой,

Латвийской Советской Социалистической Республикой,

Киргизской Советской Социалистической Республикой,

Таджикской Советской Социалистической Республикой,

Армянской Советской Социалистической Республикой,

Туркменской Советской Социалистической Республикой,

Эстонской Советской Социалистической Республикой

объединилась в Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство. Исходя из этого, Молдавская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Молдавская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Молдавская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.

Статья 70. Территория Молдавской ССР не может быть изменена без ее согласия. Граница между Молдавской ССР и другой союзной республикой может изменяться по взаимному соглашению, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 71. Ведению Молдавской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Молдавской ССР, внесение в нее изменений и контроль за ее соблюдением;

2) законодательство Молдавской ССР;

3) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;

4) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Молдавской ССР, обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

6) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Молдавской ССР, государственного бюджета Молдавской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;

7) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Молдавской ССР; 8)руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского и республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;

9) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

10) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством, транспортом и связью;

11) руководство народным образованием, культурными и научными учреждениями и организациями Молдавской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;

12) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Молдавской ССР;

13) Представительство Молдавской ССР в международных отношениях;

14) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 72. Молдавская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР; Президиуме Верховного Совета СССР; Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Молдавская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, Молдавская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Статья 73. Молдавская ССР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Статья 74. Законы СССР обязательны на территории Молдавской ССР.

Статья 75. Суверенные права Молдавской ССР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР.

 

Административно-территориальное устройство Молдавской ССР

 

Статья 76. Молдавская ССР определяет свое административно-территориальное устройство. Административно-территориальными единицами Молдавской ССР являются районы, города, районы в городах, поселки городского типа и сельсоветы.

Статья 77. В Молдавской Советской Социалистической Республике имеются районы: Бессарабский, Бричанский, Вулканештский, Глодянский, Григориопольский, Дондюшанский, Дрокиевский, Дубоссарский, Думбровенский, Единецкий, Кагульский, Каларашский, Каменский, Кантемирский, Каушанский, Комратский, Котовский, Криулянский, Кутузовский, Лазовский, Леовский, Ниспоренский, Новоаненский, Окницкий, Оргеевский, Резинский, Рыбницкий, Рышканский, Слободзейский, Сорокский, Стращенский, Суворовский, Тараклийский, Теленештский, Унгенский, Фалештский, Флорештский, Чадыр-Лунгский, Черненковский, Чимишлийский; города Кишинев, Бельцы, Бендеры, Кагул, Оргеев, Рыбница, Сороки, Тирасполь и Унгены, непосредственно подчиненные республиканским органам Молдавской ССР.

 

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МОЛДАВСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

 

Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

 

Статья 78. Советы народных депутатов — Верховный Совет Молдавской ССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов, — составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 79. Срок полномочий Верховного Совета Молдавской ССР — пять лет. Срок полномочий местных Советов народных депутатов — два с половиной года. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 80. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях. Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.

Статья 81. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 82. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 83. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Избирательная система

 

Статья 84. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 85. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Молдавской ССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 86. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос: все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 87. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 88. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 89. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Гражданам Молдавской ССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 90. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам. Гражданин Молдавской ССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР и Молдавской ССР.

Статья 91. Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

 

Народный депутат

 

Статья 92. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, Осуществляют: контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 93. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессии Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 94. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета. Депутат в праве обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 95. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР и Молдавской ССР.

Статья 96. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Верховный Совет Молдавской ССР

 

Статья 97. Высшим органом государственной власти Молдавской ССР является Верховный Совет Молдавской ССР. Верховный Совет Молдавской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Молдавской ССР. Принятие Конституции Молдавской ССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Молдавской ССР, государственного бюджета Молдавской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Молдавской ССР. Законы Молдавской ССР принимаются Верховным Советом Молдавской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 98. Верховный Совет Молдавской ССР состоит из 380 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения. Верховный Совет Молдавской ССР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 99. Верховный Совет Молдавской ССР избирает Председателя Верховного Совета Молдавской ССР и четырех его заместителей. Председатель Верховного Совета Молдавской ССР руководит заседаниями Верховного Совета Молдавской ССР и ведает его внутренним распорядком.

Статья 100. Сессии Верховного Совета Молдавской ССР созываются два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Молдавской ССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Молдавской ССР. Сессия Верховного Совета Молдавской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 101. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Молдавской ССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Молдавской ССР, Совету Министров Молдавской ССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Молдавской ССР, депутатам Верховного Совета Молдавской ССР, Верховному Суду Молдавской ССР, Прокурору Молдавской ССР. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.

Статья 102. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Молдавской ССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Законы Молдавской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Молдавской ССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Молдавской ССР. Проекты законов Молдавской ССР и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Молдавской ССР либо Президиума Верховного Совета Молдавской ССР могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 103. Законы Молдавской ССР, постановления и иные акты Верховного Совета Молдавской ССР публикуются на молдавском и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 104. Депутат Верховного Совета Молдавской ССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Молдавской ССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Молдавской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Молдавской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Молдавской ССР. Совет Министров Молдавской ССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 105. Депутат Верховного Совета Молдавской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Молдавской ССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 106. Верховный Совет Молдавской ССР избирает Президиум Верховного Совета Молдавской ССР — постоянно действующий орган Верховного Совета Молдавской ССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных экономического и социального развития Молдавской ССР, государственного бюджета Молдавской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Молдавской ССР. Законы Молдавской ССР принимаются Верховным Советом Молдавской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Молдавской ССР. настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Молдавской ССР в период между его сессиями.

Статья 107. Президиум Верховного Совета Молдавской ССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и пятнадцати членов Президиума Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 108. Президиум Верховного Совета Молдавской ССР:

1) назначает выборы в Верховный Совет Молдавской ССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета Молдавской ССР.

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Молдавской ССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Молдавской ССР;

5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;

6) дает толкование законов Молдавской ССР;

7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;

8) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Молдавской ССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;

9) награждает Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Молдавской ССР; устанавливает и присваивает почетные звания Молдавской ССР;

10) принимает в гражданство Молдавской ССР; решает вопрос о предоставлении убежища;

11) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Молдавской ССР;

12) ратифицирует и денонсирует международные договоры Молдавской ССР;

13) назначает и отзывает дипломатических представителей Молдавской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;

14) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

15) решает вопросы административно-территориального устройства Молдавской ССР;

16) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Молдавской ССР.

Статья 109. Президиум Верховного Совета Молдавской ССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии;

1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Молдавской ССР;

2) образует и упраздняет районы, устанавливает республиканскую подчиненность городов;

3) по предложению Совета Министров Молдавской ССР образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Молдавской ССР;

4) по представлению Председателя Совета Министров Молдавской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Молдавской ССР.

Статья 110. Президиум Верховного Совета Молдавской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 111. По истечении полномочий Верховного Совета Молдавской ССР Президиум Верховного Совета Молдавской ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Молдавской ССР нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет Молдавской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Молдавской ССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов;

Статья 112. Верховный Совет Молдавской ССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Молдавской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Молдавской ССР и иных решений Верховного Совета Молдавской ССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Верховный Совет Молдавской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Молдавской ССР, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 113. Верховный Совет Молдавской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов. Верховный Совет Молдавской ССР образует Комитет народного контроля Молдавской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля Молдавской ССР.

Статья 114. Порядок деятельности Верховного Совета Молдавской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Молдавской ССР и другими законами Молдавской ССР, издаваемыми на основе Конституции Молдавской ССР.

 

Совет Министров Молдавской ССР

 

Статья 115. Совет Министров Молдавской ССР — Правительство Молдавской ССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Молдавской ССР.

Статья 116. Совет Министров Молдавской ССР образуется Верховным Советом Молдавской ССР в составе Председателя Совета Министров Молдавской ССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров Молдавской ССР, председателей государственных комитетов Молдавской ССР. По представлению Председателя Совета Министров Молдавской ССР Верховный Совет Молдавской ССР может включить в состав Правительства Молдавской ССР руководителей других органов и организаций Молдавской ССР. Совет Министров Молдавской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Молдавской ССР на его первой сессии.

Статья 117. Совет Министров Молдавской ССР ответствен перед Верховным Советом Молдавской ССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Молдавской ССР перед Президиумом Верховного Совета Молдавской ССР,, которому подотчетен. Совет Министров Молдавской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Молдавской ССР.

Статья 118. Совет Министров Молдавской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Молдавской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Молдавской ССР и Президиума Верховного Совета Молдавской ССР. В пределах своих полномочий Совет Министров Молдавской ССР

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными учреждениями и организациями республиканского и местного подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Молдавской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Молдавской ССР, государственный бюджет Молдавской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета, по обеспечению комплексного экономического и социального развития Молдавской ССР, районов и городов республиканского подчинения; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Молдавской ССР; представляет Верховному Совету Молдавской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) обеспечивает развитие специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на основе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, дальнейшего обобществления социалистического производства;

4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

6) осуществляет руководство в области отношений Молдавской ССР с иностранными государствами и международными организациями в порядке, установленном Союзом ССР;

7) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Молдавской ССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;

8) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Статья 119. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Молдавской ССР действует Президиум Совета Министров Молдавской ССР в составе Председателя Совета Министров Молдавской ССР, Первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров Молдавской ССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Молдавской ССР.

Статья 120. Совет Министров Молдавской ССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Молдавской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Молдавской ССР обязательны к исполнению на всей территории Молдавской ССР.

Статья 121. Совет Министров Молдавской ССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов. Совет Министров Молдавской ССР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Молдавской ССР, других подведомственных ему органов.

Статья 122. Совет Министров Молдавской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов и аграрно-промышленных объединений Молдавской ССР, других подведомственных ему органов. Союзно-республиканские министерства, государственные комитеты и аграрно-промышленные объединения Молдавской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Молдавской ССР. так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР. Республиканские министерства и государственные комитеты Молдавской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Молдавской ССР. Министерства, государственные комитеты и аграрно-промышленные объединения Молдавской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, Молдавской ССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета Молдавской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Молдавской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов Союза ССР; организуют и проверяют их исполнение.

Статья 123. Компетенция Совета Министров Молдавской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Молдавской ССР с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов и аграрно-промышленных объединений Молдавской ССР определяются на основе Конституции Молдавской ССР Законом о Совете Министров Молдавской ССР.

 

VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Местные Советы народных депутатов

 

Статья 124. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 125. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят но ним свои предложения. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 126. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Статья 127. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Молдавской ССР. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 128. Сессии районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год. Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже шести раз в год. Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР и Молдавской ССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Статья 129. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Статья 130. Местные Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Статья 131. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан и вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов.

 

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

 

Статья 132. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Статья 133. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 134. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Статья 135. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.

Статья 138. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

Статья 137. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

Статья 138. Районные, городские (городов республиканского подчинения), а также районные в городах Советы народных депутатов в соответствии с законодательством Молдавской ССР и с учетом особенностей хозяйственной и социально-культурной жизни района, города образуют отделы и управления, которые в своей деятельности подчиняются как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления. Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и Молдавской ССР.

 

VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР

 

Статья 139. Государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития СССР. Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Молдавской ССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития СССР.

Статья 140. Государственные планы экономического и социального развития Молдавской ССР определяют задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержат целевые комплексные программы, планы развития отраслей народного хозяйства Молдавской ССР, включают в себя планы экономического и социального развития районов и городов республиканского подчинения.

Статья 141. Государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР разрабатывается Советом Министров Молдавской ССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития СССР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Молдавской ССР, районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов. В государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Молдавской ССР. Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Статья 142. Совет Министров Молдавской ССР вносит государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР на рассмотрение Верховного Совета Молдавской ССР. Верховный Совет Молдавской ССР по докладу Совета Министров Молдавской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Молдавской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР.

Статья 143. Совет Министров Молдавской ССР организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Молдавской ССР и принимает меры по укреплению плановой дисциплины.

Статья 144. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Молдавской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Молдавской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

 

Государственный бюджет Молдавской ССР

 

Статья 145. Государственный бюджет Молдавской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР.

Статья 146. Государственный бюджет Молдавской ССР объединяет республиканский бюджет Молдавской ССР и местные бюджеты районов и городов республиканского подчинения.

Статья 147. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Молдавской ССР между республиканским бюджетом Молдавской ССР и местными бюджетами определяется Законом Молдавской ССР о бюджетных правах Молдавской ССР и местных Советов народных депутатов.

Статья 148. Государственный бюджет Молдавской ССР разрабатывается Советом Министров Молдавской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Молдавской ССР, государственного бюджета СССР и утверждается Верховным Советом Молдавской ССР по докладу Совета Министров Молдавской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 149. Отчет об исполнении государственного бюджета Молдавской ССР утверждается Верховным Советом Молдавской ССР. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

 

VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Суд и арбитраж

 

Статья 150. Правосудие в Молдавской ССР осуществляется только судом. Судами Молдавской ССР являются Верховный Суд Молдавской ССР, районные (городские) народные суды. Организация и порядок деятельности судов Молдавской ССР определяются законами Союза ССР и Молдавской ССР.

Статья 151. Все суды Молдавской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 152. Верховный суд Молдавской ССР является высшим судебным органом Молдавской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Молдавской ССР. Верховный Суд Молдавской ССР избирается Верховным Советом Молдавской ССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет.

Статья 153. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 154. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Статья 155. Правосудие в Молдавской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 156. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 157. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 158. Судопроизводство в Молдавской ССР ведется на молдавском или русском языке, либо на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 159. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 160. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Молдавской ССР.

Статья 161. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 162. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

 

Прокуратура

 

Статья 163. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Молдавской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Молдавской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 164. Прокурор Молдавской ССР назначается Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Молдавской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 165. Срок полномочий Прокурора Молдавской ССР и всех нижестоящих прокуроров — пять лет,

Статья 166. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

 

IX. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Статья 167. Государственный герб Молдавской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в лучах солнца и в обрамлении колосьев и початков кукурузы с гирляндой из гроздьев винограда и плодов, с надписями на красной ленте: внизу РССМ, на правой стороне на русском языке― Пролетарии всех стран, соединяйтесь!‖, на левой — на молдавском языке ―Пролетарь дин тоате цэриле, уницивэ!‖. В верхней части герба пятиконечная звезда.

Статья 188. Государственный флаг Молдавской Советской Социалистической Республики представляет собой красное прямоугольное полотнище с зеленой полосой посредине во всю длину флага с изображением в углу верхней красной части полотнища, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Зеленая полоса составляет одну четвертую ширины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

Статья 169. Государственный гимн Молдавской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Молдавской ССР.

Статья 170. Столицей Молдавской Советской Социалистической Республики является город Кишинев.

 

X. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ МОЛДАВСКОЙ ССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Статья 171. Все законы и иные акты государственных органов Молдавской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Молдавской ССР.

Статья 172. Изменение Конституции Молдавской ССР производится решением Верховного Совета Молдавской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Молдавской ССР.

Top